Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Россия заинтересована в притоке иностранного капитала, который является необходимым условием экономического роста. Причем России нужен приток не просто капитала, а так называемых умных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые будут способствовать созданию новых рабочих мест и передаче технологий. Последнее десятилетие доля ПИИ в структуре всех поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций составляет около одной четверти. Остальная часть приходится на прочие инвестиции, а именно кредиты, т. е. на элементы «летучего» капитала. Выявив противоречия инвестиционного климата в России и выработав комплекс мер по разрешению свойственных ему на данный момент недостатков, пойдет новый виток движения нашей страны по пути интеграции в мировое хозяйство. Сдерживающими факторами для серьезного роста прямых иностранных инвестиций и ключевыми проблемами для развития бизнеса в России выступают таможенные платежи.
Характеризуя вектор таможенно-тарифной политики ЕАЭС в 2018–2020 гг., необходимо отметить, что она будет проводиться при вероятных условиях восстановления роста мировой и российской экономики и сохранения санкционной политики в отношении Российской Федерации. В этих условиях задачами таможенно-тарифной политики являются:
1) поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров;
2) совершенствование наполнения государственного бюджета;
3) улучшение товарной структуры внешней торговли;
4) повышение конкурентоспособности производителей;
5) минимизация повышения внутренних цен;
6) активизация мер по привлечению прямых иностранных инвестиций;
7) сокращение прямых и косвенных издержек участников ВЭД.
Цель исследования –изучить и проанализировать таможенные платежи как средство привлечения иностранных инвестиций.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы таможенных платежей и их роль в привлечении инвестиций;
2) совершить анализ таможенных платежей в целях привлечения иностранных инвестиций;
3) проанализировать основные направления по повышению инвестиционной активности на основе совершенствования таможенных платежей.
Объект исследования – таможенные платежи.
Предмет исследования – средство привлечения иностранных инвестиций.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 Теоретические основы таможенных платежей и их роль в привлечении инвестиций
1.1 Понятие и характеристика основных видов таможенных платежей
В 46 статье ТК ЕАЭС (ранее статья 70 ТК ТС) определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина
- Вывозная таможенная пошлина
- Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза
- Акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза
- Таможенные сборы
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107) .
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости .
Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).
Таможенный сбор представляет собой вид налога, плату, которая должна быть внесена в обязательном порядке, когда сотрудники таможенных органов оформляют, сохраняют, либо сопровождают поставку товара .
Какие виды бывают таможенных сборов:
1) Сборы, которые требуется заплатить при таможенном оформлении;
2) Сборы, которые необходимо выплатить при таможенном сопровождении;
3) Сборы, покрывающие хранение товара.
Обычно таможенными сборами за таможенное оформление занимаются люди, которые отвечают за выплаты налогов и таможенных пошлин. К этой категории можно отнести: декларанта и посредника (таможенного брокера). Задачей последнего является производить действия на таможне от лица того, кто подает декларацию, или кого-то другого, кто отвечает за таможенные операции (статья № 320 Таможенного кодекса РФ).
Выплата таможенных сборов и само таможенное сопровождение лежит в зоне ответственности тех, кому разрешено осуществлять международный и внутренний таможенный транзит. Другими словами, этим занимаются экспедиторы и перевозчики. В статье №87 Таможенного кодекса РФ указано, что таможенным сопровождением является сопровождение ТС (транспортных средств), которые осуществляют транспортировку продукции согласно внутреннему таможенному транзиту. Его производят сотрудники таможенных органов.
Обязанным выплачивать таможенные сборы за хранение продукции, находящейся на складе временного хранения или на таможенном складе, будет тот, кто размещает эти товары на указанном складе. Другим ответственным лицом может быть тот, кому этот товар принадлежит.
Статья № 357.5 Таможенного кодекса РФ сообщает, что за уплату таможенных сборов должны отвечать те, кто подает декларацию, и другие участники процесса, на которых возложена эта ответственность. Но согласно тому, что прописано в пункте №2 этой же статьи, выплату таможенных сборов может осуществить любой человек.
Виды ставок таможенных сборов, которые пригодятся коммерсантам
1) Сбор за таможенное оформление товаров. Пересечение товаром границы РФ обязательно облагается таможенным сбором. Выплачиваются они в рублях (ч. 1 ст. 114 ТК). В настоящий момент ставка равна 0,1% от всей суммы, в которую оценено перевозимое имущество.
Таможенный сбор как вид налога взимается с товаров, которые не попадают под определение «коммерческие товары». За эту категорию дополнительно выплачивают 0,05% от всей суммы. Выплата совершается в долларах США или евро.
Ознакомьтесь с действующими в 2016 году ставками, которые подлежат оплате при оформлении на таможне РФ:
- Когда стоимость груза с товаром в одной поставке меньше 200 тыс. рублей, нужно вносить 375 рублей.
- Если вся поставка оценивается в сумму более 200 000, 01 рублей, то с Вас потребуют 750 рублей. Важно, чтобы эта сумма не превышала 450 тыс. рублей.
- Если сумма за всю поставку более 450 тыс. рублей, необходимо выплатить 1500 рублей. Стоит помнить, что общая стоимость не должна быть более 1 млн 200 тыс. рублей.
- Если товар в партии оценивается в сумму, равную 1,2 – 2,5 млн рублей, то сбор составит 4 125 рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
2. Федеральный Закон от 09.07.99 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.98 № 1235 "О мерах по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах".
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ от 21.06.99 г. № ВК 477.
5. АгузароваЛ. А., Бесолов С. Э. Проблемы внутренней трудовой миграции в Российской Федерации и пути их решения // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 31-34.
6. Агузарова Л. А., Агузаров З. А. Особенности создания информационного пространства региона в контексте поддержки инновационных кластеров // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61-1). С. 221-224.
7. Агузарова Л. А. Социальная политика депрессивных территорий в условиях модернизации экономики: стратегии и инструменты // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 6 (54). С. 5
8. Агузарова Ф. С., ХохоеваЗ. В. Значение налогов в повышении инвестиционной активности в Северо-Кавказском федеральном округе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11- 4. С. 836-839.
9. Агузарова Ф. С. Инвестиционный потенциал Северо-Кавказского федерального округа // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 71-77.
10. Артеменко Д. А. Проблемы институционализации независимой медиации взаимодействия бизнеса и государства в процедурах налогового администрирования // Journal of Economic Regulation. 2010. Т. 1. № 4. С. 5-21.
11. Балаева Д. А., Агузарова Л. А., Агузарова Ф. С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сборнике: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России. Владикавказ, 2013. С. 22-26.
12. Бутрименко А. И. Практика исчисления таможенных платежей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 231-233.
13. Дикинов А. Х., Агузарова Л. А., Хасанов М. М., Кожоков А. М. Проблемы повышения конкурентоспособности регионов РФ // В сборнике: АУИСС-2011. Материалы второй Международной конференции, посвященной 15- летию института информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН. 2011. С. 6-10.
14. Караева Ф. Е. Состояние и потенциал промышленного развития региона // В сборнике: Функционирование и развитие региональных социально-экономических систем: исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий. 2013. С. 185-194.
15. Логинова, А. С. Таможенные платежи [Текст]: учеб. пособие / А. С. Логинова. — СПб.: Троицкий мост. — 2016. — 152 с.
16. Темрокова А., Караева Ф. Устойчивое развитие АПК как одно из направлений повышения инвестиционной привлекательности региона // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 119-123.
17. Хапсаева Р. Б., Небежева Ф. А. Специальные налоговые режимы: цель введения и практика применения в Российской Федерации // Научные Известия. 2016. № 5. С. 72-78.
18. Виды таможенных сборов. - http://www.iccwbo.ru/blog/2016/vidy-tamozhennykh-sborov-i-poryadok-ikh-uplaty/
19. Институт таможенного администрирования как фактор развития внешней торговли. - https://cyberleninka.ru/article/n/institut-tamozhennogo-administrirovaniya-kak-faktor-razvitiya-vneshney-torgovli
20. Иностранные инвестиции в российский бизнес упали рекордно с 1990-х. - https://www.rbc.ru/economics/12/10/2018/5bc0a88e9a794756f91868da
21. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году. - http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588
22. Международные инвестиции. - http://www.iccwbo.ru/blog/2016/mezhdunarodnye-inostrannye-investitsii/
23. Официальный сайт Федеральной таможенной службы (ФТС) [Электронный ресурс] — URL: http://www.customs.ru
24. Таможенные платежи - расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость. - http://ucsol.ru/tamozhennye-platezhi